Тындинский район: село Усть-Ню́кжа
Село Усть-Ню́кжа расположено в 370 км к северо-западу от районного центра, города Тында Тындинского района, в 2 м выше места впадения реки Нюкжи в Олёкму.
Название села с эвенкийского: нюкжэ, нюкджача – кочевать, с якутского: нюкжэ – голубая долина, эвенкийского: нюксэ – «налёт от дыма, сажа». Гидроним можно интерпретировать следующим образом: эвенки, кочуя по тайге, останавливались в долине реки стойбищем, а когда они покидали эти места, на деревьях от долгого пользования кострами оставался налёт от дыма.
ОЛЁКМА – река, правый приток р.Лены в Тындинском районе. Название с эвенкийского: олло – рыбная река; оллоохума – рыбная, река неминуемая в пути; оллодер – река, переходимая вброд.
Из истории
Географическая точка, именуемая теперь «село Усть-Нюкжа», была известна русским землепроходцам ещё в 40-е годы 17 века, когда Ерофей Хабаров в 1649 году отправился со своим отрядом в верховья Олекмы.
Однако история села начинается с 1923 года, когда на берегу Олёкмы был построен первый дом. В 1927 году на олёкминском берегу открылась первая в этих местах советская фактория. Так в месте слияния рек Олёкма и Нюкжа появился постоянный посёлок, где стали строить дома для привыкших к кочевой жизни эвенков.
С момента образования в Усть-Нюкже национального колхоза «Ленин октон» (с эвенкийского – «Ленинский путь») село стало крупным центром северного оленеводства и пушного промысла. По реке Олёкма на гребных судах («карбазах» – местное) перевозили различные грузы из Забайкалья в Якутию, услугами эвенков – проводников и каюров пользовались геологи, геодезисты, золотодобытчики, лесоустроители, изыскатели и строители «первого» и «второго» БАМа, валютный доход государству приносила добытая пушнина – «мягкое золото». Многие оленеводы и охотники колхоза, (совхоза) были награждены правительственными наградами, были участниками выставок на ВДНХ в Москве.
В годы Великой Отечественной войны 173 жителей села, ушедших на фронт, вернулись только 42. Жители села активно помогали фронту. В «Перечне сведений о помощи трудящихся фронту за 1941-1942гг» имеются сведения о перечислении колхозом «Ленин-Октон» 1000 рублей, Усть-Нюкжинским сельским Советом 4700 рублей и от реализации 16-ой лотереи в пользу фронта собрано 6195 рублей. Охотники сдавали государству пушнину, которая шла на закупку вооружения.
Название «Усть-Нюкжа» тесно связано с такими знаменитыми людьми, как Александр Алексеевич Побожий – изыскатель железных дорог и писатель, Иван Антонович Ефремов – писатель-фантаст, Григорий Анисимович Федосеев – писатель и геодезист – они лично были знакомы с местными жителями — оленеводами, каюрами и проводниками.
Усть-Нюкжа сегодня
Село Усть-Нюкжа – место компактного проживания коренных малочисленных народов Севера – эвенков, входит в утверждённый Федеральным Правительством перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации. В селе есть средняя школа, клуб, почта, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт.
Главная достопримечательность села – его жители. В селе Усть-Нюкжа проживают 424 потомка древних эвенкийских родов. Большая часть эвенков занимается традиционными видами хозяйствования – оленеводством и охотой, объединившись в 7 родовых (семейных) общин. В селе имеется школа, интернат, детский сад, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт.
В окрестностях села имеются древние наскальные надписи археологии на левом берегу реки. Именем Усть-Нюкжа назван найденный в Тындинском районе в истоках р. Илин-Сала метеорит. Его возраст 4,5 млр. лет, вес более 44 кг.
Все начинается со школы…
МОАУ «Усть-Нюкжинская СОШ Тындинского района в 2021 году исполнилось 87 лет. Своеобразием школы является полиэтнический состав учащихся: эвенков более 70%. Многие родители-эвенки большую часть времени живут в тайге, ведут кочевой образ жизни, поэтому при школе для их детей работает интернат.
Есть и кочевая школа для детей-эвенков. В ней дети, не отрываясь от родителей, традиций и образа жизни кочевого народа, получают полноценное школьное образование с первого по четвертых класс непосредственно в тайге, где они находятся круглый год вместе со своими родителями, а педагоги кочуют от стоянки к стоянке. Проект реализуется с 2006 года в рамках экспериментальной площадки «Культурологическая направленность образовательного процесса как основа функционирования кочевой школы для детей коренных малочисленных народов Севера». Автор проекта – выпускница Парижского университета доктор этнологии Александра Лавриллье. Кочевая школа снабжена переносной электростанцией, складными ученическими столиками, стандартным набором учебников, портативными компьютерами, спутниковым телефоном и необходимыми предметами быта.
Учащиеся школы участвуют в КВН-играх, они трижды становились чемпионами Амурской области, лауреатами второй степени команд КВН Урала, Сибири и Дальнего Востока, чемпионами фестиваля школьных команд КВН Российской Федерации.
Национальный фольклорный ансамбль «Гудяй Дуннэ», что в переводе с эвенкийского языка означает «Моя прекрасная земля», с момента создания прошел путь от школьной самодеятельности до лауреата международных конкурсов народного творчества.
В репертуар коллектива входят эвенкийские хореографические постановки, а также танцевальные композиции других народов Севера, импровизация сказок, легенд, обрядов.
Уникальный школьный предмет — эвенкийский язык —теперь преподают в новом отремонтированном специально оборудованном кабинете на средства гранта.