Эвенкийский фольклор

Сказки эвенкийской бабушки

Один из проектов общественной организации "За развитие региона" направлен на сохранение эвенкийского языка с помощью сказок.
Ознакомиться

Устное народное творчество, народно-прикладное искусство, праздники и обряды неотделимы от своеобразия таежной земли, её флоры и фауны. Здесь мы встречаемся с художественной интерпретацией всего того, что окружает в этих условиях человека, с чем связана его жизнь: промысел, отдых, праздники.

Для понимания народного творчества эвенков эвенков  нужно знать и понимать их мировоззрение и традиционную культуру.

Эвенкийский фольклор весьма разнообразен. В нем принято выделять такие жанры как песни-импровизации, мифы, рассказы о животных, загадки, бытовые и исторические предания. Излюбленным жанром были былинный и героический эпос. У различных групп эвенков имелись свои эпические герои. Эпос исполнялся речитативом в течение ночи, нередко в исполнении принимали участие и слушатели.

Наиболее значительный жанр эвенкийского фольклора– героический  эпос (нимнгакан, нимкан). Основные его сюжеты – подвиги одиноких героев-первопредков, женщин-богатырок, эпическая биография 2 братьев или брата и сестры. В эпосе эвенков заметно сходство с эпическими традициями соседних народов – якутов, бурят. Основные художественные приемы – богатые сравнения, параллелизмы, гиперболы, многочисленные эпические формулы. Нимнгаканы исполняются особым образом: монологи героев поются (у каждого героя свой уникальный напев), а повествовательные фрагменты сказываются. Рассказывались они простым, разговорным языком.

Мифологические рассказы объясняют происхождение традиционных обычаев и запретов, повествуют о появлении на земле различных животных, рождении человека и его родстве с медведем. В песенной поэзии эвенков воспевается родная местность поющего, рассказывается о важном для него событии в жизни. Песни, предназначенные для праздника лета, исполняются одновременно с танцем. В них поется о пробуждении природы, надежде на то, что год будет удачным. Похожие песни-танцы исполняются и при встрече разных родов во время кочевки.

Духовная жизнь эвенков состояла из устной передачи преданий, сказок, загадок и шуток или на ходу сочиненной песни. Поэтому фольклор эвенков тесно связан с их историей, социальной и материальной культурой. Сказки эвенков не так просты, как кажется. Они для тех, кто умеет думать  и понимать смысл образов, чувствовать слово.

Сказки  обычно рассказывали бабушки внукам, стараясь передать в них звуки птиц и зверей. Благодаря отсутствию литературной обработки сказки сохранили практически в первозданном виде мифологические представления народа. В них человек осознает себя частью одухотворенной природы, где обитают животные, наделенные атрибутами божества. И хотя человек- сам часть природы, но особенная- умелая, активная, справедливая. Он состоит в родстве с природой и животными, поэтому и сказки посвящены животным. В основе сказок лежат наблюдения за природой и жизнью. Сказки поэтизируют  красоту родной природы, что наряду с  другими особенностями придает им национальной своеобразие.

В эвенкийском фольклоре распространены малые жанры – загадки, приметы (охотничьи и бытовые), пословицы и поговорки. Особый жанр составляют запреты (одё), которые в краткой форме указывают, как можно и как нельзя поступать, чтобы не навлечь несчастья.

С ранних лет жизнь эвенка регламентировалась многочисленными запретами, которые назывались «Одё» — это неписаный свод правил, по которым жил каждый, и в них нет суеверия, в них отражён разумный подход к жизни. С самого раннего детства через эти запреты-заповеди усваивались разумные законы таёжной жизни. Они были разными на каждый день и на всю человеческую жизнь. А самое главное – уметь в мире жить так, чтоб не погубить ни себя, ни свою землю со всеми живущими на ней. И как жить мудро на земле — вот что было заложено в запретах-нгалюмо, заповедях. И за каждым запретом-оберегом, запретом-заповедью скрыто своё мировоззрение и своя картина мира.

Обрядовая практика в среде эвенков неотделима от фольклора. К обрядовому фольклору относятся: Имты — обращение к духам и божествам через угощение огня, Улганни – обращение к духам местности, особенно, в момент перехода в опасных местах, через горные реки или скалы.

Очень развит у эвенков обычай нимат — обычай гостеприимства. У эвенков проводились различные магические обряды, связанные с охотой и охраной стад оленей (Сэвэкан, Синкелаун), которыми руководили шаманы, существовали также и бытовые обряды (Кормление огня; Приобщение новорожденного к очагу и ряд других, касающихся только семьи). В связи с шаманством развились обряды, имевшие представления о духах – хозяевах, появились новые обряды – проводы души умершего, и др.

Цель обрядов, связанных с промысловой деятельностью (очищение охотника, освящение оленя) — обеспечить успех в охоте и рыболовстве. В основе лежат наблюдения над жизнью животных, природой, своеобразная промысловая этика.

Существовали элементы медвежьего культа – обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поедания его мяса, захоронения медвежьей головы и костей. Особый почёт оказывали охотнику, добывающему медведя. Для удачи в пушном промысле собирали амулеты, соболиные носы, лапки белок, мелкие шкурки пушных зверей.

Шаманский фольклор представлен особыми песнями (дярин, дяр). Шаман исполнял их, обращаясь к своему духу-покровителю и к духам, которых заклинал (например, при лечении). Во время камлания ему могли подпевать помощники, повторявшие его слова на ту же или другую мелодию.