Любимый праздник эвенков – Бакалдын

Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки встречали не 1 января, а после долгой зимы – в самом начале лета с прилетом кукушки. В это время соседствующие роды собирались в одном стойбище и целую неделю обсуждали, кто как перезимовал. Шесть ночей подряд  они танцевали Косегор, Дэвэйдэ, Ехарио, пели песни.

В Амурской области этот праздник возродился не так давно: первый «Бакалдын» прошел в урочище Леонтьевском с. Усть-Нюкжа Тындинского района в 2002 году. По решению жителей эвенкийских сел и администраций праздник «Бакалдын» проводится один раз в 3 года

Корни праздника «Бакалдын» уходят в далекое прошлое эвенкийского народа. Во время его проведения встречались молодые люди: юноши демонстрировали свои умения в борьбе, метании маута, прыгали через нарты; девушки показывали свои наряды, чтобы юноши оценили их как умелых мастериц и потенциальных жён. Соблюдались обрядные моменты. Обычно праздник проводится в лесном массиве, возле реки или ручья.

Этнографический комплекс в Тындинском районе на протяжении  нескольких лет является местом встреч (именно так и переводится с эвенкийского слово «Бакалдын») представителей коренного народа Севера.

На время праздника Эвенкийская деревня превращается  в палаточный городок. Устанавливаются   палатки и чумы с традиционными   предметами быта.

По традиции  праздники-встречи начинаются с обряда очищения, через который проходят все участники и гости. Затем старейшим представителем проводится обряд «Улганни». Он обращается к духам местности, а все остальные одаривают их, через привязывание отрезков материи. Затем проводится обряд «Алга» (благопожелания).

 Старейшина проводит его на эвенкийском языке, а помощник переводит на русский язык. Гости также принимают участие в обрядах «Имты» (обращение к духам и божествам через угощение огня) и «Сэвэк Мо» (умасливание ритуального столбика с загадыванием желаний), обряда поклонения реке.

В ходе этого праздника проводятся обряды «Кормление огня», «Проводы на охоту», конкурсы «Меткий стрелок». «Лучшая хозяйка чума», «Эвенкийская национальная кухня», показ образцов национальной обуви и одежды, выставка-продажа национальных изделий, спортивные состязания по национальным видам спорта.

Обязательный элемент праздника – выставка прикладного искусства, в чем эвенкийские женщины – большие мастерицы. Делегации родовых общин привозят на праздник изделия, которые они делают сами: унты, одежду из меха, сумки из кожи, обереги из бисера и тесьмы, коврики из оленьей шкуры- кумаланы.

Интерес всегда вызывают национальные костюмы, расшитые разноцветным бисером и лентами. Каждый элемент одежды имеет свое значение, и эвенки стараются соблюдать свои традиции. Лучшие этнические мастера представляют свои изделия на выставке декоративно-прикладного творчества.

 

Эвенки умеют удивлять  своей кухней. В конкурсе «Национальная кухня» в чуме каждой делегации обязательно накрывается стол в традиционном стиле: свежая ягода, запеченный хариус, котлеты из оленины, постные лепешки, блюда из дикого мяса, таежный чай.

 

Гости могут попробовать национальные эвенкийские блюда: «болтушку» – мясной бульон с мукой; котлеты из оленьего мяса; эвенкийский хлеб, в состав которого входят только соленая вода, сода и мука, и другие блюда.

Почетными гостями на «Бакалдыне» всегда были старейшины сел. В празднике участвовали общины Тындинского, Зейского и Селемджинского районов, а также гости. И, конечно, звучали песни на родном языке, исполнялись  традиционные танцы.

На празднике обычно выявляются самые талантливые исполнители танцевально–песенного творчества, мастера декоративно–прикладного искусства и самые сильные в национальных соревнованиях и играх. Жюри праздника оценивает кулинарное мастерство участниц из северных сел, где проживают эвенки, называет лучшую хозяйку чума, победителей в творческих  конкурсах, спортивных соревнованиях – метание маута на хорей, прыжки через нарты, на меткую стрельбу.

 

 Обязательно проводятся конкурсы на знание обрядов, оберегов среди участников, устраивается конкурс Сокур семейных пар на лучший национальный костюм.

Именно таким, красивым и разнообразным получился праздник  «Бакалдын – 2017», который проводился с 28 по 30 июня 2017г. в этнографическом комплексе «Эвенкийская деревня» в Тындинском районе. Праздник начался с традиционного обряда очищения, который проводили старожилы с. Первомайского Г.И. Макарова, Т.С. Сафронова, а девушки в национальных костюмах из с. Первомайского одаривали всех гостей и участников праздника цветными лентами. По представлению эвенков каждый человек обязан пройти обряд очищения, чтобы предстать перед духами с чистой душой, без злых помыслов. «Только в этом случае духи отнесутся к вам благосклонно. Костер сожжет все дурное, а дым багульника очистит ваши души».

 

Полоски ткани – это олицетворение и воплощение представлений о нитях жизни, о веревке – судьбе. Повесив на дерево разноцветные ленточки, эвенк как бы соединяет свою нить жизни с нитью  жизни деревьев, а значит, отдает ее в руки верховному божеству Эникэн Буга. Приезжих сородичей или гостей пропускали через чичипкан – расколотый ствол молодой лиственницы с целой верхушкой либо два ствола молодых лиственниц с завязанными верхушками. При этом окуривали дымом багульника, отряхивали с людей веточкой все их болезни, грехи, заботы, желали им здоровья, удачи в охоте, счастья.

 

В празднике «Бакалдын» участвовали делегации из с. Усть-Нюкжа, с. Усть-Уркима, с. Первомайское Тындинского района, с. Ивановское Селемджинского района, с. Бомнак Зейского района, с. Иенгра Нерюнгринского района Республики  Саха (Якутия), ст. Новая Чара Каларского района Забайкальского округа.

 

 Во время праздника в целях сохранения традиции свадебного обряда для молодого поколения эвенков его участники и гости увидели театрализованное представление «Свадебный обряд эвенков». Кроме  шамана зрителям были представлены  такие персонажи как жених Алтаней, невеста Чукая (цветок), сватья Томко и другие герои народного этноса. Актуальность темы театрализованного представления древняя и современная одновременно. Суровые условия тайги выработали особенные семейные традиции в эвенкийской среде, в основе которых были взаимное уважение и бережное отношение ко всем членам семьи, а также традиции, позволявшие избегать кровосмешения.

В песенно-танцевальном конкурсе участники в национальных костюмах исполняли традиционные песни и музыку на национальных музыкальных инструментах. Жюри  учитывало не только исполнение, но и  традиционную пластику в танцах.  Неизгладимое впечатление осталось у зрителей от выступлений национальных хореографических ансамблей «Дюгалдын» (с. Ивановское, Селемджинский район), «Гудяй Дуннэ» (с. Усть-Нюкжа, Тындинский район), с. Иенгра Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия).

Для конкурса «Национальное жилище» каждая община подготовила экспозиции с фотографиями и описанием особенностей национального уклада жизни и быта эвенков. Гостей и жюри встречала хозяйка чума, которая  показывала свое мастерство в выделке шкур  и приготовлении блюд эвенкийской кухни.

Впервые был проведен конкурс «Театрализованное представление», где делегации от поселений представляли миниатюры о дружбе и толерантности разных народов, культуре народов Севера. Лучшей была признана миниатюра делегация с. Усть-Уркима.

Красивые и удивительные по замыслу иизготовлению сценические, обрядовые, стилизованные эвенкийские костюмы  представили на конкурс национального костюма талантливые мастерицы. Лучшими признаны костюмы, изготовленные Исаковой Е.В. (с. Бомнак Зейского района), Андреевой Т.Ф. (с. Усть-Нюкжа Тындинского района), Ивановой В.С. (с. Первомайское) Тындинского района.

Участникам  и гостям праздника понравились и показательные выступления по северному многоборью.

Победители в конкурсах праздника получили подарки и признание зрителей.

«Бакалдын» остался в памяти участников ярким и  незабываемым. А самое главное – при  его проведении   были учтены все традиции этого народа.


Фотографии Натальи Поспеловой