ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА ЭВЕНКИ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА ЭВЕНКИ

Слово «тунгус» встречается в русскоязычной литературе с XVI века. Тунгусами называли представителей сразу нескольких племен Нижнего Амура и даже маньчжуров. Лишь в 1930-х в оборот официально вошел этноним, основанный на самоназвании народа, – «эвенкил».

Предками эвенков историки считают оленеводов увань. В V-VII веках они кочевали за Байкалом. В результате их смешения с другими народами и появились эвенки, которые стали заселять Сибирь вдоль ее основных горных хребтов. Слово «эвэнкил» означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». В результате расселения сформировались две большие условные группы эвенков – западная (в Западной и Средней Сибири) и восточная (в Забайкалье и на Дальнем Востоке).

 

МЕСТО ПРОЖИВАНИЯ И ЧИСЛЕННОСТЬ ЭВЕНКОВ

На планете насчитывается более 77 тысяч представителей этого народа. Из них половина — 38 396 проживают на территории России. Они населяют почти всю Сибирь от Енисея до Охотского моря и от Амура до моря Лаптевых. Больше всего российских эвенков живёт в Якутии – более18 тыс.человек. В Красноярском крае насчитывается 4,6 тысячи эвенков, в Хабаровском – 4,5 тысячи, в Бурятии – 2,3 тысячи, в Амурской области – 1,5 тысячи.

 

ИСТОРИЯ ЭВЕНКОВ

Принятие российского подданства изменило вековой уклад жизни эвенков. Улучшились отношения с якутами, с которыми тунгусы раньше конфликтовали. Якуты не могли выплачивать ясак с той же регулярностью, что и их соседи-охотники, и вынуждены были приобретать у тунгусов пушнину в обмен на скот. Это привело к развитию торговли между народами. Из-за необходимости платить ясак эвенки стали всё активнее заниматься пушным промыслом. Для охоты на мелкую дичь они начали использовать огнестрельное оружие.

На Дальнем Востоке эвенки оседали в районах золотого промысла. Они хорошо знали местные леса, поэтому промышленники охотно нанимали их в качестве проводников. К тому же где золото, там торговля. Олени пригодились для транспортировки товаров. Животные и сами стали предметом купли-продажи. Их было уже невыгодно убивать ради шкур и мяса.

После 1917 года тунгусов приучали к оседлости, объединяли в колхозы, делали стада оленей общими. Основным занятием эвенков стали транспортное и мясное оленеводство. Отрасль датировалась из бюджета СССР. Но после 90-х годов оленеводческие совхозы и промысловые предприятия остались без поддержки государства. Большая их часть не выжила в рыночных условиях.

В современной России общественные эвенкийские организации занимаются сохранением своей культуры. Регионы, в которых проживают представители этого народа России, строят культурные центры и проводят национальные праздники эвенков.

Эвенки — дети природы

Жизнь эвенков проходила в непрерывном передвижении с одного места на другое: от рек в горы, из гор – в долины к рыбным озерам, словом, туда, куда пойдет зверь. И туда, куда может дойти олень.

Сама жизнь в тайге и охота определяли их кочевой образ существования: семья преодолевала в год от 300 (безоленная) до 500 (оленная) километров. Этот уклад развил у эвенков стремление преодолевать пространства, исследовать новые территории, что отразилось во всех сказках и сказаниях и стало отличительной чертой характера целого народа вплоть до нашего времени.

Жизненный опыт сотен поколений тунгусов оттачивался в рациональных практических знаниях, которые становились все совершеннее в процессе передачи от родителей детям. Ежедневные наблюдения и склонность к аналитике привели к появлению зачатков метеорологии (умение предсказывать погоду по приметам), арифметики (своя система счета и умение оперировать числами, оригинальные прикладные меры длины) и прикладной географии, а именно: представление о направлениях по сторонам света, ориентирование на местности и умение рисовать вполне точные «карты».

Исследователи быта и жизни тунгусов отмечали их способность отразить на песке, бересте или бумаге любую таежную, речную или горную систему, по которой хотя бы раз в жизни прошел абориген, изобразить следы животных и птиц, а также вырезать из дерева изображение предмета охоты. Именно эвенкийской топографической схемой, нацарапанной на бересте острием ножа, пользовался известный исследователь, член Русского географического общества Петр Кропоткин в своем путешествии по Забайкалью.

Русские первопроходцы активно пользовались помощью проводников-эвенков при освоении Дальнего Востока. Их роль не отражена в летописях, но понятно, что без помощи местного населения в столь короткие сроки и было бы невозможно открытие столь обширных новых территорий (к середине XVII в., когда Сибирь была уже почти полностью покорена, на ее бескрайней территории было не более 10 000 служилых людей).

И в первой половине ХХ века советские географы, геодезисты, геологи, топографы не выходили в сложные экспедиции без сопровождения опытных проводников-эвенков. Легендарным стало имя спутника начальника геодезической партии Григория Федосеева — эвенка-проводника Улукиткана (1871-1963).

Охота и постоянные передвижения по горной местности развили острое зрение, чуткий слух, тонкое обоняние, наблюдательность, исключительную зрительную память и умение различать все тонкости форм ландшафта, все незаметные для других приметы в пути, — объясняла особенности этого северного народа исследователь Г.М. Василевич в труде «Древние географические представления эвенков и рисунки карт». — А все это вместе взятое позволяло им легко ориентироваться в любом новом месте».

Все это естественно нашло свое отражение и в языке. Разделы лексики, относящиеся к таежной флоре и фауне, на порядок богаче любого словаря европейских языков. Например, лексика, относящаяся к ландшафту и его формам, настолько разнообразна, что требует для перевода на русский язык дополнительные слова. Возьмем понятие «долина» — оно имеет 8 (!) переводов на эвенкийский язык:

1) икэннэ (узкая, круто понимающаяся к истоку);

2) илэгир (та же долина, но в нижней части);

3) чопкоко, нэпкэкэ (короткая, узкая с низкими берегами);

4) хэрэлгэн (широкая с речкой, с заболоченными берегами, на которых растет низкорослая береза); 

5) сигдылэ (узкая между хребтами без растительности);

6) кандака (широкая со слабым подъемом к истоку, без растительности);

7) кела (широкая заболоченная);

8) онкучак (с низкими террасовыми берегами, покрытыми тальником).

Или возьмем животных. Кроме общих и половозрастных названий, они имели еще и сезонные имена. Например, изюбр назывался «пэнту» весной, «бугу» осенью и «согон» зимой. И, конечно, нельзя не отметить, как практично, но в то же время поэтично, переводятся на русский язык эвенкийские названия сторон света: восток — дылачаюкичин — «выход солнца», запад — дылачабурукичин — «солнце упало», север — долбор — «ночной», юг — инэнкэкин — «самый день».

ЯЗЫК ЭВЕНКОВ

Одной из главных проблем эвенков на протяжении всей истории оставалась их разобщенность. Это заметно и в языке, который имеет целых три наречия (северное, восточное, южное) и к тому же множество говоров.

Записывать тунгусскую речь исследователи пробовали еще в царские времена. Российское библейское общество даже пыталось создать эвенкийский алфавит. Но появился он только в 1928 году. Его опубликовала исследовательница Г. М. Василевич. Он состоял из латинских букв с диакритическими знаками. Позже его дополнили несколькими кириллическими буквами.

В качестве литературного языка стал использоваться наиболее изученный непский говор. В 1931 году алфавит учредили, а через год на нём уже печатали книги. Но в 1937 году появился еще один – на этот раз кириллический, которым эвенки пользуются до сих пор.

Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, лишь 4 802 эвенка из почти 40 тысяч российских эвенков знали национальный язык. В основном на родном языке общаются взрослые и пожилые люди в некоторых районах компактного проживания эвенков. Тем не менее, эвенкийский язык преподают в детских садах и школах, изучают в вузах Санкт-Петербурга, Хабаровска, Улан-Удэ и Якутска.

РЕЛИГИЯ ЭВЕНКОВ

Традиционные верования эвенков – шаманизм и анимизм. Тунгусы считали, что мир делится на три части. В небесах живут божества Солнца и Луны и пасутся стада небесных оленей. Вход в верхний мир находится рядом с Полярной звездой. В нижний мир ведут подземные источники. Там живут злые духи и души умерших. Срединный же мир вместе с людьми делят духи природы. Душа есть у огня, гор, рек, многих растений и животных.

Некоторые хищники из-за своей свирепости тоже заслужили у охотников-эвенков отдельных культов. С особым трепетом эвенки относились к медведям, считали, что медведи умеют превращаться в людей и понимают человеческую речь. А потому и обращаться к хозяевам тайги нужно уважительно. В год разрешалось убивать только определенное число медведей, и только соблюдая определённые правила. Нельзя было нападать на спящего медведя. А подходя к берлоге, нужно было отвести от себя и соплеменников подозрения в убийстве. Например, сказать: «Не тунгус к тебе пришел, а якут».

Связь между миром людей и миром духов держали шаманы. Любопытно, что само слово «шаман» эвенкийского происхождения. Тот, кого называли этим словом, мог путешествовать по всем трем мирам, лечить болезни, общаться с умершими. Важной частью культа была шаманская атрибутика: костюм с множеством подвесок, шапка с рогами оленя-первопредка, бубен и многое другое.

Эвенки – народ православный, но русские не сразу начали обращать этот народ в православие. В XVII веке туземцев старались не крестить, ведь по тогдашним законам с крещёного человека нельзя было взимать ясак. Поэтому туземцев перед крещением подвергали строгим экзаменам.

В XVIII веке политика государства изменилась. В Сибири начали работать миссионеры. Они строили храмы, переводили на местные языки священные тексты и крестили местное население на ярмарках (тогда это были места с самыми массовыми скоплениями тунгусов). Тогда многие из них приняли православие чисто формально. Но сейчас это самый христианизированный народ Севера. И большинство из них православные не по привычке, а по глубокой вере.

ОБРЯДЫ ЭВЕНКОВ

Обряд Синкэлэвун предшествует охоте. Для удачной охоты шаман сплетает из прутьев изображение зверя и стреляет в него из лука. Если стрела попала в цель, охота будет удачной. Охотнику остаётся только пойти в лес и повторить меткий выстрел.

Поскольку эвенки считают своим предком медведя и называют его дедушкой, они не выбрасывают кости съеденного медведя, а складывают в специальный лабаз на высоте двух метров от земли – то есть, как бы хоронят по такому же обычаю, как в древности хоронили людей.

Ещё одним тотемным животным для эвенков является ворон. Эвенки верили, что все вороны – это бывшие люди, которых боги превратили в чёрных птиц за нехорошие поступки. При этом ворон и медведь в представлении эвенков являются противниками, но ворон всегда сильнее. Поэтому, охотясь на медведя, эвенки мазали лицо чёрной сажей и размахивали руками, подражая воронам.

Эвенки уважали оленя, атакже обожествляли огонь и представляли дух огня в виде старушки. Они сохранили обычай кормления огня, когда после приготовления пищи в огонь надо бросить лучший кусок.

Взрослых людей эвенки хоронили в земле, а детей – на деревьях. Это потому, что дети, в представлении эвенков, слишком слабы, чтобы самостоятельно перенестись с земли на небо, а с деревьев их может подхватить и доставить в верхний мир птица.

ПРАЗДНИКИ ЭВЕНКОВ

Любимый праздник эвенков – Бакалдын. Это эвенкийский Новый год, который по обычаю эвенки встречали не 1 января, а после долгой зимы — в самом начале лета. В это время соседствующие роды собирались в одном стойбище и целую неделю обсуждали, кто как перезимовал.

Со временем Бакалдын переродился в праздник встреч. Его проводят по очереди в разных селениях обычно по три дня подряд. В первый день на большой поляне устраивают стойбище, второй день начинают с обрядов встречи солнца и очищения (всех гостей окуривают дымом можжевельника, после чего они должны пройти через расщеплённое дерево). Потом каждая родовая община рассказывает собравшимся о себе и своих предках, угощает их национальными блюдами и таёжным чаем. И все три дня участники праздника поют народные песни и пляшут национальные танцы.

Быт и традиции эвенков

Материальная культура и традиции эвенков были тесно связаны с кочевым образом жизни. Основными занятиями этого народа были оленеводство и охота. Летом тунгусы искали сухой бор с большими ровными пространствами, на которых могли уместиться все их стада. Зимой, после отела, род перебирался в горы – на моховые пастбища.

Бытовые принадлежности эвенков были приспособлены к кочевому образу жизни и выполнены из подручных материалов. Поэтому представители народности мастерски умели обрабатывать древесину, бересту, рога, кости, кожу и шкуры. Каждая семья владела минимумом прочной и компактной домашней утвари и походными постелями из оленьих шкур.  Более зажиточные эвенки владели «спальными мешками» из медвежьей шкуры. Также плели коврики из шкурок нерпы – кумаланы. Чаще всего их использовали для покрытия вьюков.

Несмотря на кочевой аскетизм, костюмы эвенков были яркие и красивые. Исследователь Матиас Кастрен даже назвал тунгусов «дворянством Сибири» из-за их любви к пестрым нарядам и многочисленным украшениям. Летние одежда и обувь эвенки шили из сукна и замши, зимние – из оленьих шкур. Наряд мужчины состоял из ноговиц, набедренника, нагрудника и распашного кафтана. Зимой эвенки также надевали шарфы из хвостов пушных зверей. Женские нагрудники и кафтаны украшали полосками из шкур, конским волосом и металлическими элементами.

Основу рациона эвенков составляли мясо и рыба. У некоторых тунгусов Приамурья было развито земледелие. Но в большинстве регионов пропитание добывали оленеводством, охотой и рыбалкой. Охотились на диких оленей, лосей и мелких зверьков с помощью луков и копий. Некоторые эвенки использовали лук даже во время рыбной ловли. Ели мясные бульоны, кровяные супы, вяленое и копченое мясо, вареную рыбу, ягоды, орехи и лук. Муку делали из сушеной рыбы. Зерновая мука появилась только с приходом русских.

Жили эвенки родами, состоящими из нескольких семей. Возглавляли их вожди. Также большой властью у эвенков пользовались шаманы, без решения которых род не предпринимал ничего. Брак заключался после сватовства. Иногда молодым приходилось ждать свадьбы целый год. Свадьба обязательно сопровождалась выплатой выкупа – тэри. Имущество наследовалось по мужской линии. Родители после взросления детей оставались в доме младшего сына. В некоторых эвенкийских племенах до XX века практиковались многоженство и женитьба на вдове старшего брата.

ЖИЛИЩЕ ЭВЕНКОВ

Национальное жилье эвенков – конический чум. Представляет собой от 26 до 40 крытых шестов. Летом чумы крыли берестой, а зимой – сыромятной кожей и оленьими шкурами. В центре чума  находился очаг. Костер в жилище разжигали зимой и в ненастные дни, летом просто оставляли дымокур. Слева от дверей – уркэ – находилась женская половина чума со всеми кухонными принадлежностями. Там же можно было найти мешок с инструментами для обработки шкур, кожемялку и игольницу. Рядом с игольницей лежала люлька с маленьким ребенком. Если это был мальчик, то когда он подрастал, то отправлялся играть на правую сторону чума. По бокам от очага располагались кровати хозяев жилья. Место хозяина чума  называли маду. Оно находилось за костром напротив двери. Там хранились все охотничьи принадлежности. Туда же усаживали гостей.

Материал для строительства жилья отличался в зависимости от региона. В некоторых местах эвенки покрывали чумы дерном, тростником или травой. Полуоседлые племена жили в полуземлянках. Уже с приходом русских эвенки стали строить срубы. У бурят некоторые рода позаимствовали войлочные юрты, у якутов – бревенчатые.

 

ВНЕШНОСТЬ ЭВЕНКОВ

Эвенки жили на обширной территории, на которой постоянно смешивались с представителями других народов. Исследователи выделяют несколько типов тунгусов. Но все они обладают некоторым схожими чертами внешности. Почти все эвенки среднего роста. Лица у них округлые с дугообразными бровями, карими раскосыми глазами, широким лбом, большим ртом и выдающимися скулами. У мужчин растительности на теле и лице почти нет. Волосы эвенки не стригли, а заплетали в косы и украшали.

ИЗВЕСТНЫЕ ЭВЕНКИ

Известный эвенкийский писатель Алитет Немтушкин родился в 1939 году в Иркутской области. Рано остался без родителей, его воспитывала бабушка Огдо. В 1961 году окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена. Уже во время учёбы опубликовал свой первый поэтический сборник на эвенкийском языке – «Тыманиагиду» (утро в тайге).

После учебы Немтушкин занимался журналистикой – работал корреспондентом в газете «Красноярский рабочий» и на эвенкийском радио. Все это время он не прекращал писать: из-под его пера вышло больше 20 книг. Они были изданы в Красноярске, Ленинграде, Москве, Якутске и переведены на почти все языки народов СССР.

Немтушкин писал не только стихи, но и прозу. Наиболее известен его сборник «Мне снятся небесные олени». Повесть, давшая название книге, рассказывает о жизни эвенкийского мальчика в тяжелые послевоенные годы. В этой истории нетрудно проследить автобиографические черты.

С 1969 года Немтушкин стал членом Союза писателей СССР. В 1992 получил Государственную премию Российской Федерации в области литературы. В 2002 стал академиком Петровской Академии наук и искусств в Санкт-Петербурге.

Другой эвенкийский писатель, Николай Оегир, родился в 1926 году в семье кочевого оленевода и охотника в Красноярском крае. Рано начал трудиться: уже в 10 лет работал приемщиком рыбы. Затем после трех месяцев в колхозной школе отправился счетоводом на факторию. Заведующий настолько ему доверял, что оставлял Николая своим заместителем на время длительных командировок. В 1948 году Оегир сел в тюрьму на 12 лет за недостачу продуктов из-за того, что часто выдавал охотникам и рыбакам товары авансом.

В тюрьме он впервые начал писать стихи. Сначала тайком от окружающих. После тюрьмы он вернулся на родину и начал печататься в газете «Советская Эвенкия». С 1964 года его поэзию публикуют в газете «Красноярский рабочий», журналах «Москва» и «Дальний Восток». Поэта замечают земляки, которые пишут ему восторженные письма.

В 1986 году Оегир публикует сборник собранных им эвенкийских сказок «Человек сильнее всех». На следующий год выходит его первый поэтический сборник на эвенкийском и русском языках – «Танец куликов». В своих стихах он писал о родных краях, их природных красотах, жизни обычных людей – рыбаков, охотников, оленеводов.

Источник: Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6